Про архитектору) Продолжаем рассказывать про конструктивисткую эпоху, которой посвящен первый эпизод сериала "Наследие". Насколько сложно и важно сохранять конструктивистские постройки? Приведем несколько мыслей искусствоведа Сергея Фофанова. "В Петербурге, где движение в защиту памятников довольно сильно, люди скорее готовы встать на защиту классической архитектуры. А вот ценность той же тяговой подстанции на Фонтанке мало кто готов признать. Если мы сейчас встанем возле него и проведем опрос: нравится вам или нет это здание — думаю, процентов 95 скажут, что оно некрасиво. Общество, незнакомое с тем, что выходит за рамки традиционных представлений о петербургских ценностях, не готово защищать свое культурное наследие. В этом городе чудовищно тоталитарным образом вкус воспитывается только на классическом старом Петербурге. По сути, есть две уникальные вещи, которые Россия дала мировому изобразительному искусству: это иконы и авангард. Все остальное сопоставимо с вершинами европейского искусства. Кто такие Брюллов, Суриков, Репин, Врубель в контексте европейского искусства? — при всем величии этих фигур мы должны понимать, что это величие — национального или регионального масштаба. Тогда как авангард — это та вспышка, которой мы действительно ослепили мир и покорили его." А как с конструктивистскими постройками в других странах? "Они охраняются, восстанавливаются. Что такое проект «восстановления жилых массивов» в Берлине? Воссоздание — вплоть до шпингалетов, вплоть до ригелей, не говоря уже о расстекловке, о применении аутентичных материалов. Это очень дорого. И это, может быть, крайность. Но свидетельствует как минимум об их интересе к таким зданиям, осознании их уникальности. В ГДР были проблемы с сохранением архитектуры конструктивизма. До объединения Германии тот же «Баухаус» в Дессау находился в аварийном состоянии, потом только его восстановили. Но вот что важно: в Германии эта архитектура стала своего рода символом жертвы национал-социализма. Эрих Мендельсон был евреем, Бруно Таут сочувствовал коммунистам, они просто не могли работать при гитлеровском режиме, так как наверняка были бы уничтожены, поэтому бежали оттуда." На фотографиях - несколько ярких примеров эпохи конструктивизма в Петербурге.